Среди знаковых событий культурной жизни Одессы, проходивших летом 2018 года, следует отметить выпуск альбома детских рисунков арт-студии Клавдии Боголюбовой «Мне это рассказал Исаак Эммануилович…», приуроченный к 110-летию со дня рождения Бабеля и очередной церемонии награждения лауреатов Одесской международной литературной премии имени Исаака Бабеля, по традиции прошедшей в Золотом зале Литературного музея. Юные художники сами вручили альбомы со своими автографами лауреатам и дипломантам Премии-2018 и – все вместе – лауреату Первого сезона Премии в номинации «За всё» – Михал Михалычу Жванецкому. Альбом получили и члены жюри Премии, в том числе и внук Исаака Бабеля Андрей Бабель. Выдающемуся художнику Борису Жутовскому, увидевшему работы юных живописцев в фейсбуке и тут же посоветовавшему сделать на основе этой экспозиции альбом, подарок был передан с оказией.

Первое впечатление от альбома – удивление и очарованность. Удивление от того, что «Одесские рассказы» Бабеля – совсем не детская литература, а очарованность – от детской непосредственности, способности удивляться и удивлять. Пространство детских рисунков открытое всем ветрам: в нем все летит, несется, пританцовывает. И вместе со всем этим танцует душа юного художника. Дети словно переводят Бабеля на язык своего искусства. Альбом получился уникальеым; а посколку тексты в нем напечатаны на двух языках – русском и английском, есть надежда, что его могут увидеть не только в Одессе и в Украине, но и во всем мире. 

В процессе работы ребята слушали произведения Бабеля, изучали историю, традиции, быт и архитектуру Одессы начала ХХ века. 

Атмосфера в арт-студии Клавдии Боголюбовой всегда неповторимая, свободная, чарующая. Здесь уважают личность, малыши могут на равных общаться со старшеклассниками. Кипит творческая жизнь, поэтому нет времени на глупости. «Мы посвящаем нашу экспозицию знаковому для Одессы писателю – дети очарованы им, и это заметно по их работам. Малыши проявляли сталько эмоций, что это веселило и вдохновляло старших!» – рассказала Клавдия Михайловна. Так в портрете Исаака Бабеля Софии Глас линии и цвета «мыслят» и «говорят». На зеленом фоне, символизирующем жизнь вечную, появляется круглое как Солнце лицо писателя со смеющимися, хотя и прикрытыми очками глазами.

Андрей Боголюбов – победитель Международной олимпиады детского творчества в США, обладатель гран-при VIII Открытого международного бьеннале детского творчества Украины и ряда других престижных наград –представил свое визуальное прочтение «Одесских рассказов», как лоскутное цветное одеяло сшитое из разных образов и тем. Молдаванка – это, как говорится, "больше Одесса, чем сама Одесса" – это явление, мораль, нравы, особый стиль жизни. Вот что такоеу Андрея Молдаванка! 

В полной мере талант детей проявился при изображении короля налетчиков Бени Крика, его т. с. Коллег, ну и, конечно и сцены свадьбы его сестры. В работе уже упомянутого Андрея Боголюбова главарь одесских бандитов молод, смел и хорош собой. Он ярок и незабываем как и его одежда: зеленый пиджак, галстук-бабочка, сигарета в зубах. Живописный костюм Короля и одесских налетчиков, «разодетых, по словам Бабеля, как птицы колибри», особенно зажгли фантазию юных художников. Выступая в роли одесского Робин Гуда, Беня и его гвардия грабят «тяжелые кошельки богачей, чтобы избавить от лишних бед и горестей бедных людей», ведь «подкладка тяжелого кошелька сшита из слез». Все это ребятам удалось ярко и и убедительно запечатлеть в своих работах. 

С юмором и даже некоторой долей ехидства юные художники рисуют взрослых. А кто из нас в детстве не рисовал «человечика-огуречика»?  

Обычно по пропорциям и очертаниям это все тот же ребенок, но чтобы «состарить», пририсовывают ему усы и бороду А вот Двойра – сестра Короля в работе семилетнего Александра Русина предстала не немолодой, страдающей базедовой болезнью девушкой, а привлекательной молодой женщиной, к тому же нарисовагнной на желтом солнечном фоне с прической, похожей на хвост райской птицы, помещенной тут же в клетке.

Любой сюжет детьми трактуется зачастую как часть собственной биографии. Очень колоритно выглядит сцена приготовления к свадьбе, когда «квартиры были превращены в кухни…» – работа А.Боголюбова. На примусах две колоритные одесситки жарят рыбу, часть улова сушится на веревке, рядом с которой стоит моряк в тельняшке. Все персонажи участвуют в действии, смеются, дерутся, едят, готовят. Радость бытия и удивительная чистота характеризуют детское творчество.

Ян Прохоров передает сцену, как «налетчики, сидевшие сомкнутыми рядами, вначале  смущались, но потом разошлись. Левка Кацап разбил на голове своей возлюбленной бутылку водки. Моня Артиллерист выстрелил в воздух…». Вот это понятие «разошлись» очень хорошо знакомо всем школьникам, оно их охватывает, как правило, на перемене. Герои Яна сидят за столами и держатся за руки – визуализация «дружных рядов». Художник выбирает вид сверху на происходящее, чтобы увидеть столы поставленные «во всю длину двора, и их так много, что они выставляют свой хвост за ворота».

В работе Дарьи Иовчевой, получившей золотую медаль Международного детского конкурса в Чехии и специальный приз Президента Национальной федерации Юнеско в Японии, представлена свадьба сестры Короля – Двойры. Дарья показывает не только свое умение строить композицию, линиями и красками выражать идею, она обращается к опыту мирового искусства. Ее трактовка свадьбы отчасти перекликается с известной работой бельгийского художника Энсора «Въезд Христа в Брюссель», где в экспрессивно-утрированной манере передана толпа с гротескными разноцветными лицами-масками. «Оркестр играл туш. Это было как дивизионный смотр. Туш – ничего кроме туша…» 

В работе Елизаветы Гоян свадьба Двойры проходит в типичном одесском дворике с поросшей травой и мощеными дорожками. Обитатели таких дворов жили дружно, открыто. Во дворе хозяйки варили варенье, купали детей, как говорили в Одессе "сохнули" белье, чистили рыбу. Во двор выходили со своими болями, радостями, справляли свадьбы и поминали усопших. Такие дворы еще сохранила старая Молдаванка, тут еще живут потомки коренных жителей. У Елизаветы Гоян свадьба на Молдаванке – окраине города – превращена в театральную сцену, где разыгрываются страсти. Вся контрабанда с крупнейшего судна «Плутарх» оказалась на праздничном столе. «На свадьбе к ужину подали индюков, жареных куриц, гусей, фаршированную рыбу и уху. Ямайский ром из Порт-Саида, сигары с плантаций Пирпонта Моргана и апельсины из окрестностей Иерусалима». Сочетание бытовизма и яркого гротеска, пафоса и иронии – создают неповторимый колорит этой работы.

Умение видеть мир как зрелище, как сцену отличает и работу Камилы Наамауи, получившей золотую медаль детского рисунка в Португалии. Она иллюстрирует эпизод, когда «победа Короля стала его поражением». Два мужских лица (Бени и Эйхбаума) обрамляют зеленую лужайку, на которой стоит красавица Циля. Образное мышление превращает рыжие волосы дочери Эйхбаума в извилистую дорогу с коровами, ставшими жертвами кровавых разборок банды Короля. В этой картинке сплетаются воедино и любовь и кровь. А какой колорит! Надо видеть, описать невозможно. «У живописи есть только один цвет – цвет любви…», – говорил М. Шагал, любимый художник Камилы. В ее картине летят по звездному небу герои Бабеля, летят в вечность.

В иллюстрации «Сон мальчика» к рассказу «У бабушки» Елизаветы Гоян тоже есть что-то неуловимо перекликающееся с лирическими работами Марка Шагала. «Субботний день полагалось проводить у бабушки». Любовно передан интерьер дома с лестницей, картиной на стене, креслом, в котором сидит бабушка, сам мальчик примостился на лестнице, рядом с котом, непременным атрибутом одесских дворов и квартир.

Самым поразительным, пожалуй, явилось обращение юных художников к драматическому рассказу «Закат». Свои картинки ребята дополняли авторским текстом, введенным в изобразительную канву.

Камила Наамауи нарисовала забавную вывеску извозопромышленного заведения Менделя Крика и сыновей. «Закат» у Елизаветы Гоян – это женское лицо с широко открытым как рупор ртом. Камила всеми живописными средствами стремится к выражению эмоционального состояния жены Менделя Крика. «Не молчи Мендель, – сказала она – кричи что-нибудь, Мендель…» 

В черно-белых рисунках Андрея Боголюбова ощутима связь с творчеством знаменитого одесского художника Иосифа Островского. Одна из его работ находится в коллекции Одесского музея современного искусства. Так рисуют дети или художники с детской душой. «Он лепет из опыта лепит,/ И опыт из лепета пьет», – писал Осип Мандельштам. Детское – это не возрастное. Чувство детского простодушия и радости не покинуло до конца жизни Пикассо, Матисса, Шагала. 

Ребятам арт-студии повезло с педагогами – Клавдией Михайловной и Юлией Боголюбовыми. Благодаря им они накопили солидные знания, расширили свой кругозор: читали Бабеля и умнели. Никто в мире не чувствует новое сильнее, чем дети. И эта детская острота впечатлений потом, когда они становятся взрослыми, и превращается во вдохновение.

У каждого художника есть свой «первофеномен». Это то, что заложено в генах, что питает творчество, что толкает развиваться дальше. У наших художников – это Одесса. Как и Бабель ребята видят ее непохожей на другие города, населенной людьми радостными, распахнутыми навстречу жизни. В этом городе им всё-всё родное: вывески, камни домов, люди, воздух. «Они чувствуют его так, как мы чувствуем запах матери, запах ласки, слов и улыбки; любят потому, что в нём росли, были счастливы и мечтали».

Счастливым обладателем художественного альбома «Это мне рассказал Исаак Эммануилович» можно стать, посетив Всемирный клуб одесситов (Маразлиевская, 7).

 

Искусствовед Одесского музея западного и восточного искусства  Ирина Тимохова

 

 

Смотреть (скачать) альбом «Мне это рассказал Исаак Эммануилович…»